Статьи Михаила Ефимова - главного редактора в журналах, газетах и интернете : | |||
Несколько мыслей о Рождестве Вот и закончились дни Филиппова поста, приведшего нас к свету и радости зимней Пасхи - Рождеству Христову. И в этом торжестве явления в мир Божественного Младенца, Сына Пречистой Девы, столько тепла, что оно распространяется на всю студеную и сумрачную зиму, так что для сердца православного христианина она светла и радостна. Произносит церковный человек среди русской зимы заветное слово “Рождество”, и тут же в его сердечной клети распускаются благоухающие цветы вечного лета Царствия Небесного. . . >> |
|||
Когда время праздновать Рождество В первые четыре века своего существования Церковь Христова не имела праздника под названием Рождество. Весь христианский мир 6 января по календарю Гая Юлия Цезаря совершал торжество Феофании, что в переводе с греческого означает Богоявление. В сей день воспоминались и рождение, и крещение Спасителя. Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, преставившийся в 407 г., установил в своей поместной Церкви праздник Рождества Христова и отвел ему 25 число декабря в противовес языческому торжеству сатурналий, происходившему в этот день. Так в православном мире возникло празднество, коему посвящается Филиппов пост. . .>> |
|||
О значении святок в жизни русского человека. Святками на Руси именуется светоносный и радостотворный период православного календаря от праздника Рождества Христова «25-ое декабря ст.ст./ 7-ое января н. ст.» до торжества Крещения Господня «6-ое января ст.ст.,/19-ое января н.ст.». «Святки» - простонародное, неуставное словцо, коему в церковных определениях соответствует понятие «Святые дни». В сие время народ Божий, окончив Рождественский пост, веселится и ликует о явлении в мир Божественного Логоса, второй ипостаси Пресвятыя Троицы, воплощённой от пречистых кровей Девы Марии, именуемой посему Богородицею...>> |
|||
Мы, современные христиане, переступившие порог 21-го столетия от Рождества Христова» еще не совсем осмыслили подвиг новомучеников и исповедников Церкви, претерпевшей самые лютые и безжалостные гонения в истории человечества. Убежден, что если русские люди не постигнут всю глубину и значение этого явления, то мы не сможем далее существовать как народ. Нам необходимо понять, что страстотерпцы минувшего лихолетия пострадали и пролили свою кровь ради нас, что мученичество - это основа христианства, семя Церкви, что наша священная обязанность собирать по крупицам бесценные сведения о подвиге страстотерпцев Руси и благоговейно блюсти их в своей памяти. . . . >> |
|||
Восточные единоборства: миф и реальность В православном мире существуют различные мнения относительно боевых искусств Востока. Одни считают их сущность антихристианской, иные же полагают, что данное явление лишено богоборческого духа, а поразительные чудеса, демонстрируемые мастерами этих восточных единоборств, не выходят за рамки естественных человеческих возможностей и являются всего лишь плодами длительных и упорных тренировок. Так ли это? . . .>> |
|||
Взгляд
неврача на гомеопатию и историю её распространения в России.
Кому не известно, что химиотерапевтические препараты, способствуя выздоровлению поврежденного органа человеческого тела, могут нанести удар по здоровым органам. В медицине это именуется побочным эффектом, простой же народ в таких случаях говорит: «Одно лечит, другое калечит». Некоторые из этих препаратов обладают столь выраженными побочными эффектами, что аллопатию можно уподобить обоюдоострому мечу. Однако при этом, к сожалению, мало кто из аллопатов сообщает пациентам о таком направлении в медицине, для которой проблема побочного эффекта неактуальна. Думается, что молчание это не в последнюю очередь обусловлено отсутствием широкой медицинской просвещенности населения. ...>> |
|||
Царский путь
(о поездке в Тобольск)
Несколько лет назад монахиня София, духовная дочь протоиерея Владимира Воробьева и постриженица Троицкого старца Кирилла (Павлова), подарила мне на именины, в день Архистратига Михаила, брошюру с жизнеописанием святителя Иоанна (Максимовича), Архиепископа Сан-Францисского, который до иноческого пострига также носил славное имя Архистратига Божия. Житие это произвело на меня сильное впечатление и я захотел познакомиться с московским фондом Иоанна Чудотворца, издавшим его жизнеописание. Так я сошелся с председателем этого фонда Игорем Никитовичем Камшилиным. Долгое время мы вместе горячо желали посетить Тобольск – город царственных мучеников и святителя Иоанна (Максимовича), Митрополита Тобольского, который был родственником и небесным патроном cвятителя Иоанна Сан-Францисского. И вот в год десятилетия прославления Иоанна Сан-Францисского Православной Церковью за рубежом, четырехлетия канонизации царственных мучеников Московским Патриархатом и столетия Цесаревича Алексия Николаевича такая возможность нам представилась. . .>> |
|||
Карамзинская нелепа - 1
23/01/2005 В отечественной мысли на протяжении последних веков не умолкают споры о личности русского Царя Иоанна IV Васильевича, прозванного в народе Грозным. Со всех сторон мы слышим разные голоса, то осуждающие и проклинающие государя, то защищающие и прославляющие его. Кто же он: садист-кровопийца или благоверный правитель, грозный лишь для врагов Православия и России? Вопрос непраздный, ибо в истории русской общественной мысли он до сих пор занимает важное место. В наши дни в связи с известными событиями эта проблема встает в полный рост, паки и паки возвращая нас к своему обсуждению. Поскольку основным генератором указанных прений является "История Государства Российского" Николая Михайловича Карамзина, то было бы полезно принять во внимание ряд обстоятельств, касающихся автора данного исторического полотна и того, как оно создавалось. . . >> |
|||
Карамзинская
нелепа - 2 22/02/2005 Приступая к размышлению над девятым томом "Истории Государства Российского", я должен собраться с духом и скрепить сердце, ибо разбирать гнусные инсинуации, размешенные на его страницах, - то же, что выполнять работу ассенизатора. Читать "обличения Ивашкиных злодейств" означает для меня погружаться в зловонную яму, наполненную нечистотами, ибо указанная книга есть клоака ненависти и злобы или ров, кишащий отвратительными ядовитыми гадами клеветнических измышлений. . . . >> |
|||
Карамзинская нелепа - 3
(Русский быт во второй половине 16-го века)
21/03/2005 Многие не представляют себе, как жили наши предки в годы правления Иоанна Грозного и его благочестивейшего сына Феодора, прославленного Русской Православной Церковью. Кстати, не будем забывать и про канонизацию царевича Димитрия. Не слишком ли много святых среди чад "мучителя"? Яблоко от яблони, как известно, недалеко падает. Если, по слову Псалтири, с преподобным преподобен будешь, а со строптивым развратишься, то откуда в детях Грозного столько благонравия и молитвенности? Вопрос, по-моему, риторический. . . . >> |
|||
Карамзинская нелепа - итоги
3/05/2005 В цикле работ под общим названием "Карамзинская нелепа" я попытался объективно осветить концепцию "Истории Государства Российского" и условия, в которых она создавалась. Цель всех этих статей - показать, что личность Иоанна Грозного и его деяния после 1560 года (время мнимой перемены русского Царя; благодетель сменяется тиранией) далеко не так однозначны, как это представлено автором "Истории" Н.М. Карамзиным, что есть иной, оправдательный взгляд на Государя, жаркие споры вокруг имени которого не только не утихают, но и приобрели особую актуальность в современной церковной жизни. . . >> |
|||
Свет Христова Воскресения... Свет Христова Воскресения так ярок, что пронизывает собою все пространство великопостного поприща и изгоняет из говеющей души тоску. Воспоминание пасхальной радости, пережитой в минувшие годы, особенно в пору чистого детства, утраивает духовные силы христианина и освещает в его сердечной клети печаль о грехах зарею воскресной заутрени. . . . >> |
|||
Тайна беззакония в действии! 26/06/05 На протяжении двух тысячелетий тайна беззакония, вышедшая из глубин преисподней, тщится растоптать и подавить Церковь православную, основанную достославными Апостолами на краеугольном камне Христова исповедания. Мрачные носители этой тайны, мнящие себя служителями единого и истинного Божества, в своих антихристовых потугах используют многоразличные методы ниспровержения православного миросозерцания и образа жизни, возвышающих человеческую душу от грешной земли в небесные обители. Одним из средств коррозии христианских сообществ являются фабрикация и распространение еретических учений, разъедающих Церковь изнутри. Сия горькая чаша еретических потрясений и треволнений не миновала и русское Православие. . . .>> |
|||
Опыт православного осмысления современных политических процессов. 22/7/05 В то время, когда мировая общественность отмечает 60-тилетие разгрома нацистской Германии, мы вновь и вновь задумываемся над теми причинами, которые вызвали самую страшную катастрофу в истории человечества. Полагать, что Вторая мировая война спровоцирована болезненными амбициями отдельных европейских политиканов, в первую очередь Адольфа Гитлера, значит примитивизировать понимание ее причинности. Разумеется, дело не только и не столько в инфернальной личности самого фюрера, в рекордно высоком уровне безработицы германского рейха, в его перенаселенности и нехватке немецких земель. Аналитиками этой войны давно подмечено, что она носила религиозный характер. Не случайно нацисты напали на страну нашу в воскресный праздник всех святых, в земле российской просиявших. . . .>> |