Михаил Ефимов

Православный христианин N2 - 2002, Калуга

     

Несколько мыслей о Рождестве


    Вот и закончились дни Филиппова поста, приведшего нас к свету и радости зимней Пасхи - Рождеству Христову. И в этом торжестве явления в мир Божественного Младенца, Сына Пречистой Девы, столько тепла, что оно распространяется на всю студеную и сумрачную зиму, так что для сердца православного христианина она светла и радостна. Произносит церковный человек среди русской зимы заветное слово Рождество, и тут же в его сердечной клети распускаются благоухающие цветы вечного лета Царствия Небесного.
    Я совершенно не знаю, каким языком и с какими похвалами возвещу Вам день Рождества Христова, потому что при таком торжестве человеческая речь бессильна для прославления Бога, - восклицает святитель Амвросий Медиоланский.
    Светлое Христово Рождество для нас - это и ангельское ликование: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение, и веселые святочные деньки с колокольными перезвонами, и стройная красавица-елка, украшенная, как невеста, пляшущими гирляндами и разноцветными игрушками, осыпанными как бы сахарной пудрой и от того сладкими на вид, и мягкий снежок, падающий из небесных хлябей на русские поля и перелески, и катание на санях с запряженной в них тройкой резвых лошадей, и, конечно же, несмолкающие колядки, прославляющие Младенца Иисуса, лежавшего в яслях далекого, но близкого в эти дни Вифлеема.
    Однако, веселие рождественского празднества постигается лишь незлобивыми и бесхитростными душами, о чем говорит то обстоятельство, что первую ангельскую весть о рождении Богомладенца приняли кроткие пастыри, несшие мирную стражу у своих овечьих загонов. Вот как об этом повествует тот же святитель: Как ликовали ангелы в ту ночь, когда пастухи, бодрствовавшие у своего стада, прежде всех узнали о рождестве Господа, ведь они раньше всех людей услышали из славословия ангелов о рождении Спасителя. Неудивительно, что спасение мира пастухи познали раньше князей, и ангелы возвестили об этом не царю, не судьям, а простым людям. Итак, нельзя удивляться, что благодать Христову удостоились познать невинные прежде сильных и простые земледельцы раньше гордых властителей. Что познали пастухи, того не могли познать князья. (Слово на Рождество Христово святителя Амвросия Медиоланского. Московские церковные ведомости, 1901 г., c. 51, 52). Как же очистить сердечную клеть от чванства, ожесточенности и прочих пороков, стяжав смирение? Всякий грех есть следствие воздействия на человеческую душу падших духов, исконных врагов рода людского, кои, согласно словам Спасителя, изгоняются лишь молитвою и постом. Отсюда видно, что дни Филиппова поста как время усиленной молитвы и разумного воздержания в пище суть средство стяжания рождественской благодати.
    Всякому из нас подобает ведать, что те же бесплотные силы, возвестившие смиренным пастухам о явлении Спасителя мира, и поныне каждогодно в пресвятую ночь Христова Рождества ликуют вместе с нами, стоящими в храмах православных, о Господе, родившемся по плоти.
    Торжество это неотделимо от почитания Пречистой и Преблагословенной Девы Марии, Своим безграничным смирением обретшей наитие Святаго Духа, о чем псалмопевец Давид предвозвестил словами: Снидет, яко дождь на руно (псалом 71, стих 6). Справедливо Пресвятая именуется руном, из коего ткутся необходимые для человека одежды: Она, из своих плоти и крови как бы соткав тело Богочеловека, явила вселенной непорочного Агнца, отдавшего Себя на заклание во искупление человечества.

 

Михаил Ефимов, кандидат богословия.  

 

E-mail

http://pokayanie.narod.ru

Hosted by uCoz