Михаил Ефимов

Православный христианин N2 - 2002, Калуга

 

В то время, когда православные постятся и молятся, устремив духовный взор к светоносной ночи явления в мир Богомладенца, имеющего возлечь в вифлеемских яслях, инославный Запад уже суетится вокруг жареных индюков и уток, веселится у мигающих или подмигивающих елочных гирлянд, устраивает шумные карнавалы и уличные гуляния. Какова же причина такого временного различия в праздновании Рождества Христова и как русским людям к этому относиться? Порассуждаем на сей предмет в свете научных данных.

Когда время праздновать Рождество?

В первые четыре века своего существования Церковь Христова не имела праздника под названием Рождество. Весь христианский мир 6 января по календарю Гая Юлия Цезаря совершал торжество Феофании, что в переводе с греческого означает Богоявление. В сей день воспоминались и рождение, и крещение Спасителя. Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, преставившийся в 407 г., установил в своей поместной Церкви праздник Рождества Христова и отвел ему 25 число декабря в противовес языческому торжеству стурналий, происходившему в этот день. Так в православном мире возникло празднество, коему посвящается Филиппов пост.
Церковь Православная и поныне живет по старому юлианскому календарю, который остается неизменным со времен земной жизни Господа Иисуса, а мир вслед за западной его частью, начиная с конца 16-го столетия, постепенно перешел на новый календарный стиль, который ныне именуется григорианским по имени инициатора этого новшества папы римского Григория XIII. Согласно его указу в 1582 г. после 4-го сентября сразу же последовало одиннадцатое число. Из жизни тогдашних европейцев выпали целых 6 дней, кои, по мнению понтифика, должны были быть принесены в жертву астрономической науке. Разница между календарями Юлия Цезаря и папы Григория через каждые 128 лет увеличивается на сутки и в наше время составляет 13 дней.
Насколько же был прав глава римской церкви, утверждавший необходимость такого шага? С формально-научной точки зрения юлианское и григорианское летоисчесления принципиально несовместимы. Первое ориентировано на величину сидерического или звездного года, тогда как второе - на величину тропического или солнечного года, причем тропический год, с которым организаторы календарной реформы соизмеряли свой новый год, является величиной не действительной, а условной, иначе говоря, воображаемой. Известно, что, начиная со времен Птоломея (II век нашей эры) вплоть до позднего средневековья, в астрономии господствовала геоцентрическая точка зрения, согласно которой неподвижная Земля будто бы является центром мироздания, а вокруг нее вращаются небесные тела. И вот оказывается, что понятие тропического года, лежащее в основе григорианского календаря, как раз связано с геоцентрической докоптерианской теорией: тропический год есть время, за которое Солнце делает свой мнимый оборот вокруг Земли. Понятие же сидерического года основано на реальной величине, равной полному периоду обращения Земли вокруг Солнца. Отсюда видно, что папское новаторство носит трагикомичный характер. Если же на данную проблему посмотреть с точки зрения астрономической точности, о которой так любят говорить сторонники григорианского календаря, то полезно будет узнать, что за 25765 тропических лет он отстанет от сидерического или истинно астрономического календаря на целый год.
Римские папы той эпохи были последовательными приверженцами Птоломеевской системы мироздания и потому мысль о вращении Земли вокруг Солнца объявили ересью, что повлекло за собой трагические судьбы Джордано Бруно и Галилео Галилея. Светила науки тех лет хронолог Жозеф Скалигер, математик Цельский, астрономы Иосиф Вифаний и Нестлин, учитель Кеплера и Галилея, дали отрицательный отзыв о проекте готовившейся реформы. Многие университеты Европы, в том числе Сорбонна и Венский университет, также признали означенный проект бессмысленным. Когда папское окружение предложило великому Копернику принять участие в подготовке календарной реформы, тот предпочел уклониться от антинаучного мероприятия. После смерти Коперника, последовавшей в 1543 г., его идеи получили широкое распространение. Он стал опасным оппонентом календарной затеи, в связи с чем папа Павел V в 1616 г. осудил его учение как противоречащее Священному Писанию. Не получив поддержки со стороны авторитетов науки, руководители римской церкви на Латеранском соборе 1514 г. все-таки объявили о подготовке реформы летоисчисления. В этой связи вспоминается один из величайших историков дореволюционной России В.В.Болотов, отзывавшийся о папском деянии, как о нелепости и химере, и призывавший Русскую Церковь блюсти стиль для грядущих поколений.
Поместный собор Константинопольской Православной Церкви, состоявшийся в 1583 г., осудил нововведение Григория XIII и провозгласил анафему всякому, кто дерзнет ступить на стезю латинского календаря. Рим ради укрепления своего вселенского значения воспротивился не только научной очевидности, но и Священному Преданию Церкви Христовой. Латиняне, перешедшие на новый стиль, вынуждены регулярно праздновать Пасху прежде иудеев или одновременно с ними, что является тяжким нарушением 7-го правила святых апостолов и определения Никейского Вселенского собора, согласно которым христианскую Пасху должно праздновать только после иудейской. Связано это с тем, что православная пасхалия составлена в соответствии с последовательностью событий земной жизни Господа Иисуса Христа, и изменение этой последовательности означает их искажение. Пасха Христова заменила собою ветхозаветное заклание непорочного агнца, бывшего прообразом Агнца небесного - Господа Иисуса. Посему совершенно недопустимо, чтобы святая Пасха предваряла еврейское торжество. При этом лишь за одно столетие с 1851 по 1950 гг. последователи григорианского календаря праздновали Пасху 15 раз прежде иудеев и неоднократно вместе с ними. 
Кроме того, при переходе на латинский стиль сокращается или (о ужас!) полностью исчезает Петров пост, поглощаемый 13-ю днями разницы между календарями.
Юлианского стиля, помимо нашей Церкви, держатся монастыри святой горы Афон, а также Православные Церкви Иерусалима, Грузии, Сербии, русского зарубежья и все те, кто непоколебимо стоит на камне апостольского и святоотеческого предания. Когда афонским обителям было предложено принять папское изобретение, одна из них на своей стене с внешней стороны начертала слова, долженствующие быть лозунгом всякого христианина: Православие или смерть.
Однако, среди русских людей, духовно дезориентированных тлетворными ветрами западной цивилизации, все чаще раздаются голоса, призывающие Россию вести западный образ жизни, праздновать Рождество в западном духе и по западному времени, не обособляясь от прогрессивного большинства. Они говорят, что ради удобства Церкви в мире и единства всех христиан нам, православным, следует подчиниться так называемому католическому большинству. Глаголы сии суть забвение заповеди Божией: Не следуй за большинством на зло. (Исход, гл.23,стих2). Царство Небесное наследует не большинство, но малое стадо, о чем изрек Господь: Не бойся малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Евангелие от Луки, гл.12,стих 32). Русским людям подобает блюсти единство с русскими святыми, державшими юлианский календарь и днесь предстоящими вместе со всеми ангелами прямо перед престолом Бога в белых одеждах праведности, служа Ему день и ночь в храме Его (Апокалипсис, гл.7, стих 15). Подтверждением единства Церкви Восточной, ратоборствующей на земле, и сонмов святых, ликующих на небесах, служит каждогодное наитие на гроб Господень в Иерусалиме благодатного огня, что совершается в Великую Страстную субботу неизменно по юлианскому календарю. Вот почему мы, православные, празднуем Рождество Христово 25 декабря по юлианскому летоисчислению, что соответствует 7 января ныне утвердившегося латинского стиля.
Стремление к власти земной часто рождает календарные реформы. Не случайно в России, раздавленной февралем-октябрем 1917 г., богоборческие антирусские силы, захватившие кормило государственного корабля, в срочном порядке уже в начале следующего года отменили юлианский календарь, введя летоисчисление отпавшего от Православия Запада. Для построения нового мира этой публике требовалось новое время. Вектор данной календарной авантюры был нацелен на то, чтобы оторвать русский народ от его православных корней, чему противостоит Церковь русская, которая доднесь блюдет верность Юлианскому стилю. С тех печальных пор у нас встречают Новый год прежде празднования Рождества Христова, что нелогично, поскольку мы ведем свое летоисчисление от вифлеемского вертепа и овечьих яслей, в коих возлежал Младенец Иисус. В то время, когда до пресветлой ночи еще идти и идти по стезе молитвы и воздержания, когда Филиппов предпраздничный пост приобретает суровость страстной седмицы, когда все на земле должно пребывать в благоговейном безмолвии, внимая Божественной тишине, миллионы Иванов, не помнящих родства, вперив взор в синее око одноглазого циклопа, заполняют свои утробы пищей, еще не благословленной Матерью-Церковью, а затем упившись вином, вываливаются из окон в уличные сугробы.
Посему негоже нам, русским людям, увлекаться чуждым для нас торжеством, которое есть детище латинской ереси и мракобесия. Будем крепче держать в руке свечу веры в Божественного Младенца, Сына Пречистой Девы, и пусть сияние этого светильника рассеет на нашей земле мрак нечестия и привлечет к истинному Богопознанию заблудшие души.
 

Михаил Ефимов, кандидат богословия.  

 

E-mail

http://pokayanie.narod.ru

Hosted by uCoz