Михаил Ефимов |
Православный христианин N2 - 2002, Калуга |
В МИРЕ СКОРБНИ БУДЕТЕ…
Мы, современные христиане, переступившие порог 21-го столетия от Рождества Христова» еще не совсем осмыслили подвиг новомучеников и исповедников Церкви, претерпевшей самые лютые и безжалостные гонения в истории человечества. Убежден, что если русские люди не постигнут всю глубину и значение этого явления, то мы не сможем далее существовать как народ. Нам необходимо понять, что страстотерпцы минувшего лихолетия пострадали и пролили свою кровь ради нас, что мученичество - это основа христианства, семя Церкви, что наша священная обязанность собирать по крупицам бесценные сведения о подвиге страстотерпцев Руси и благоговейно блюсти их в своей памяти.
Воплотившиися два тысячелетия назад Спаситель предрекал Своим последователям многие скорби и тяготы, гонения и умерщвления, которые и последовали за Его страданиями и Воскресением. Гонения эти начались сразу после возникновения Церкви Христовой. В числе первых, павших от рук тех, кто восстал на Истину, архидиакон Стефан и апостол Иаков.
В первые века своего существования христианство явило миру бесчисленный сонм мучеников и исповедников. В Православной Церкви с самого ее начала пострадавшие за Христа прославляются как светильники веры. К местам их страданий молитвенно притекает народ Божий, а их цельбоносные останки благоговейно сохраняются и чествуются.
Апостол Павел, прославляя подвиг христианских страстотерпцев, утверждает, что они имеют участие в страданиях Спасителя. Таким образом, как Христос пролил Свою бесценную кровь во спасение всего мира, так мученики отдают на истязание свои тела, чтобы их близкие и дальше восприняли вечную жизнь.
Русская Церковь на протяжении тысячелетия своего существования почти не ведала кровавых гонений и преследований, сияя святителями, преподобными и блаженными. Отечественных страстотерпцев до XX века было не много, среди них варяги Феодор и его сын Иоанн, смоленский витязь Меркурий, чада Владимира Красное Солнышко - Борис и Глеб, в крещении Роман и Давид.
Однако в минувшем столетии Церковь наша явила такое множество мучеников и исповедников, которое сопоставимо с общим числом христианских страдальцев первых веков. Думается, что юбилейный Собор двухтысячного года причислил к лику святых лишь малую часть русских страстотерпцев двадцатого столетия. Во главе этого несчетного воинства Христова стоят царственные страстотерпцы - государь Николай Александрович, его супруга и незабвенные чада, после длительных нравственных пыток и физических лишений бесчеловечно умученные в Ипатьевском доме Екатеринбурга. Наверное, нет в нашей бескрайней России такого города, такого селения, которые не имеют своих мучеников и исповедников, пострадавших в годы воинствующего безбожия. Это для нас, живущих, великое утешение, ибо они предстоят престолу Божию и молятся о даровании нам спасительного прохождения поприща земного. Во всяком крупном городе нашего отечества есть такие места, где особенно ярко просиял подвиг мученичества.
В начале девяностых годов к югу от столицы в направлении Калуги, близ станции Бутово, было обнаружено массовое захоронение предвоенных лет, где десятки тысяч лучших сынов России восприяли мученические венцы. Среди них в настоящее время известны имена 893 священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви, пострадавших за веру христианскую. Самый известный из них - это митрополит Серафим (Чичагов), автор знаменитой "Дивеевской летописи".
Во второй половине 20-х годов в Бутове возникла сельскохозяйственная колония НКВД, которая в 30-е годы была преобразована в стрелковый полигон. Если тут поначалу действительно испытывалось военное оружие, то уже через несколько лет Бутово стало огромной братской могилой.
То, что происходило на этом спецобъекте НКВД, тщательно скрывалось от местных жителей. Бутовский полигон прятался от глаз непосвященных завесой таинственности. Сельчане боялись отпускать своих детей в здешний лес и, перешептываясь, говорили, что вечерами огромное количество людей завозится на полигон черными фургонами, которые возвращаются порожняком. Чекисты, чтобы скрыть свои злодеяния, распространили в народе слух, будто под полигоном строится огромный подземный завод. Версия эта была правдоподобна, так как стрельбище занимало обширное пространство в два квадратных километра между деревней Боброво и старым варшавским шоссе. В конце 50-х годов вокруг него был создан дачный поселок для бывших сотрудников КГБ.
Пик сатанинской вакханалии в этом месте пришелся на 1937, 38 годы. Только за время с 7 августа 1937 г. по 19 октября 1938 г. было расстреляно 20765 человек. В основном, это жители столицы и ее окрестностей, простые люди, рабочие и крестьяне.
Михаил Ефимов, кандидат богословия.