Статьи о Иоанне IV Васильевиче Грозном | |||
" Средь царственных гробов в Архангельском соборе На правом клиросе есть гроб. При гробе том Стоишь невольно ты с задумчивым челом И с боязливою пытливостью во взоре... Тут Грозный сам лежит!.. Последнего суда, Ты чуешь, что над ним судьба не изрекала; Что с гроба этого тяжелая опала Ещё не снята; что, быть может, никогда На свете пламенней души не появлялось... " Майков А.Н. |
|||
ЛОЖЬ
И ПРАВДА О ГРОЗНОМ ЦАРЕ Кто и зачем клевещет на Иоанна IV? Митрополит ИОАНН (Снычев) |
|||
«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1: 5). Это евангельское изречение, пожалуй, точнее всего передает суть многовекового спора, который ведется вокруг событий царствования Иоанна Грозного. С «легкой» руки Карамзина стало считаться признаком хорошего тона обильно мазать эту эпоху черной краской. Даже самые консервативные историки-монархисты считали своим долгом отдать дань русофобской риторике, говоря о «дикости», «свирепости», «невежестве», «терроре» как о само собой разумеющихся чертах эпохи. И все же правда рвалась наружу. Свет беспристрастности время от времени вспыхивал на страницах исследований среди тьмы предвзятости, разрушая устоявшиеся антирусские и антиправославные стереотипы. |
|||
23.01.2005: Карамзинская нелепа - 1
М. Ефимов В отечественной мысли на протяжении последних веков не умолкают споры о личности русского Царя Иоанна IV Васильевича, прозванного в народе Грозным. Со всех сторон мы слышим разные голоса, то осуждающие и проклинающие государя, то защищающие и прославляющие его. Кто же он: садист-кровопийца или благоверный правитель, грозный лишь для врагов Православия и России? Вопрос непраздный, ибо в истории русской общественной мысли он до сих пор занимает важное место. В наши дни в связи с известными событиями эта проблема встает в полный рост, паки и паки возвращая нас к своему обсуждению. Поскольку основным генератором указанных прений является "История Государства Российского" Николая Михайловича Карамзина, то было бы полезно принять во внимание ряд обстоятельств, касающихся автора данного исторического полотна и того, как оно создавалось. . . >> |
|||
22.02.2005: Карамзинская
нелепа - 2 М. Ефимов Приступая к размышлению над девятым томом "Истории Государства Российского", я должен собраться с духом и скрепить сердце, ибо разбирать гнусные инсинуации, размешенные на его страницах, - то же, что выполнять работу ассенизатора. Читать "обличения Ивашкиных злодейств" означает для меня погружаться в зловонную яму, наполненную нечистотами, ибо указанная книга есть клоака ненависти и злобы или ров, кишащий отвратительными ядовитыми гадами клеветнических измышлений. . . . >> |
|||
21.03.2005: Карамзинская
нелепа - 3 (Русский быт во второй половине 16-го века)
М. Ефимов Многие не представляют себе, как жили наши предки в годы правления Иоанна Грозного и его благочестивейшего сына Феодора, прославленного Русской Православной Церковью. Кстати, не будем забывать и про канонизацию царевича Димитрия. Не слишком ли много святых среди чад "мучителя"? Яблоко от яблони, как известно, недалеко падает. Если, по слову Псалтири, с преподобным преподобен будешь, а со строптивым развратишься, то откуда в детях Грозного столько благонравия и молитвенности? Вопрос, по-моему, риторический. . . . >> |
|||
3.05.2005: Карамзинская
нелепа - итоги М. Ефимов В цикле работ под общим названием "Карамзинская нелепа" я попытался объективно осветить концепцию "Истории Государства Российского" и условия, в которых она создавалась. Цель всех этих статей - показать, что личность Иоанна Грозного и его деяния после 1560 года (время мнимой перемены русского Царя; благодетель сменяется тиранией) далеко не так однозначны, как это представлено автором "Истории" Н.М. Карамзиным, что есть иной, оправдательный взгляд на Государя, жаркие споры вокруг имени которого не только не утихают, но и приобрели особую актуальность в современной церковной жизни. . . >> |
|||